Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

01.11.2024

Права ребенка. Пособие для родителей.

Права ребенка. Пособие для родителей.

1 ПРАВО НА ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ Каждый ребёнок с момента рождения обладает неотъемлемым правом на жизнь. Это означает не только выживание, но и уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного и социального развития. Независимо от пола, возраста или состояния здоровья, ребёнок имеет право на достойную жизнь в условиях, которые способствуют уверенности в себе и активному участию в жизни общества. Вместе с ребёнком посадите в горшок несколько семян растений, поливайте и ухаживайте за ними. Потом передайте заботу о растении малышу. Объясните, какой уход нужен растению, чтобы оно росло и развивалось. Расскажите, какую заботу ребёнок получает от вас, чтобы расти и развиваться. Для выживания ребёнку нужен дом, как почва и просторный горшок для цветка, полноценное питание — как своевременный полив. Для гармоничного развития ребёнку нужна атмосфера любви и добра, как солнечный свет для растения.

2 ПРАВО НА СОХРАНЕНИЕ СВОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Это право ребёнка на сохранение гражданства, собственного имени и поддержание семейных связей. По сути, оно защищает всё, что делает ребёнка личностью, и в то же время указывает на принадлежность к какому-то роду. При рождении ребёнок должен быть зарегистрирован. Имя и национальность — базовые условия для обеспечения остальных прав человека, в том числе права на здравоохранение и образование. У каждой семьи есть история. Расскажите, в какой стране и в каком городе ребёнок родился или как появился в семье, кто его или её родители, бабушки и дедушки, откуда они родом, что о них известно. Как у ребёнка появилось имя? Может быть, у этого имени есть значение или они названы в честь кого-то из семьи или великих людей? Посмотрите семейные фотоальбомы и создайте с ребёнком маленькое генеалогическое дерево. ЧТО ОЗНАЧАЕТ КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ И ПОМОЧЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО Кроме этого, индивидуальность ребёнка включает в себя внешность, склонности, интересы, взаимоотношения с другими людьми и т.д.

ПОИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ В МОДЕЛЬЕРОВ Нарисуйте и вырежьте «модели» ребёнка и всех, кого захочется — членов семьи, друзей. Используйте настоящие фотографии для лиц. Придумайте вместе 10 необычных париков, нарисуйте, вырежьте и примерьте на моделей. Придумайте 10 необычных аксессуаров: серьги, шляпы, сумки, ботинки и пр.

Экспериментируйте со стилями: рок-звезда, повседневный, карнавал. Смешайте стили, дополните париками и аксессуарами. Можно сделать небольшой «лукбук» — журнал с собственной модной коллекцией. Напишите вместе 20 сильных качеств ребёнка и повесьте список на видном месте. Поскольку ребёнок всё узнаёт о себе из окружающего мира, это позволит ему или ей помнить о своих достоинствах и формировать устойчивую самооценку.

3 ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ Это право ребёнка не только на получение необходимого питания и вакцинации от болезней, но и доступ к медицинским услугам (медицинскому страхованию там, где это необходимо), информации о здоровье, а также право на конфиденциальность такой информации. Основы правильного питания: нарисуйте с ребёнком 10 полезных и 10 вредных продуктов. Правила гигиены: мыть руки после улицы и перед едой, дважды в день умываться и чистить зубы. Поставьте в ванной маленькие песочные часы, чтобы засекать время чистки зубов. Режим дня: нарисуйте распорядок дня вместе с ребёнком и научите следить за временем. Расскажите о том, что прививка — это тренировка организма для борьбы с болезнью. Когда организм научится бороться с корью, свинкой или краснухой, он победит их при встрече. В день вакцинации сделайте вместе с ребёнком прививки игрушкам, это поможет проиграть стрессовую ситуацию.

4 ПРАВО НА СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ, СВОБОДУ МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ Эти права, базовые для всех людей, включают свободу менять религию или убеждения; свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и рас пространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Это также право ребёнка влиять на свой выбор и степень участия в религиозных и других мероприятиях родителей. Запрещается при нуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов. Расскажите ребёнку о том, какие есть религии в мире и что означает быть атеистом. Объясните, почему вы выбрали именно ваш путь. Какие праздники важны для вашей религии? Что принято делать в эти праздники? Поделитесь, какой праздник ваш любимый и как вы отмечали его впервые. Если ребёнок, по мере взросления, заинтересуется другими религиями, узнайте, что ценного он или она видят в них, что им близко. Запрет на доступ к информации — грубое нарушение прав ребёнка. К тому же, если вы не разделяете их интересы, они могут найти других взрослых, которые их поддержат. Лучше узнать всё, что возможно, на интересующую тему и поделиться с ребёнком. Будьте доброжелательны, узнавайте новое вместе. Позвольте им получить безопасный опыт.

5 ПРАВО НА СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ ПРАВА РЕБЁНКА | ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Право ребёнка свободно выражать свое мнение распространяется в семье и любом воспитательном учреждении. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его или её интересы. Если в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнок может выражать свои взгляды, то он или она имеют право на внимание, право быть выслушанными по всем вопросам, которые их волнуют или интересуют. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка. При этом ребёнок должен соблюдать нравственную, этическую культуру и такт.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ И ПОМОЧЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО 5 ПРАВО НА СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ ПРАВА РЕБЁНКА | ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Научите ребёнка искать информацию и обучите правилам безопасного поведения в интернете: Не выдавать никому свой домашний адрес. Без ведома родителей не встречаться с людьми, с которыми познакомились в интернете. Блокировать тех, кто ведет себя грубо, навязчиво или подозрительно. Не размещать лишней информации; всё, что публикуется в интернете, может остаться там навсегда. Уходить с сайтов, которые кажутся страшными или непонятными; рассказывать о них родителям. Поощряйте ребёнка вести дневник и максимально полно выражать своё отношение, эмоции и переживания в связи с разными событиями жизни. Помогите ребёнку сочинить сказку про волнующее событие и сделать иллюстрации к сказке. Будет замечательно, если вы сможете вместе придумать такой конец истории, который подскажет ребёнку выход. Поддерживайте креативность ребёнка. Не оценивайте творчество. Устраивайте вернисажи работ или концерты и приглашайте на них близких людей — бабушек, дедушек, друзей. Выслушивайте ребёнка. Отведите пять минут перед сном на завершение дня, для рассказа о том, что хорошего и плохого произошло, что хочется оставить, а что взять в завтрашний день.

6 ПРАВО НА ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО Ребёнок вправе иметь своё пространство, как физическое (собственные вещи, выделенное место в жилом помещении), так и психологическое (личная жизнь, переживания, впечатления, опыт). В последние годы к этому можно добавить присутствие ребёнка в интернете, общение в социальных сетях и пр. Взрослые должны уважать личное пространство ребёнка и по мере взросления всё больше передавать ему или ей право распоряжаться им. Расширение прав ребёнка на распоряжение собственным пространством по своему усмотрению означает симметричное уменьшение права родителей. Убедитесь, что у вашего ребёнка есть личное пространство, пройдите вместе по комнате, попросите рассказать, что ему принадлежит. Научите ребёнка всегда стучать перед тем, как войти в чужую комнату, и спрашивать разрешения прежде, чем взять чужую вещь. Будьте хорошим примером: всегда стучите сами и спрашивайте разрешения у ребёнка, прежде чем взять что-то, что принадлежит ему или ей. Помните, у них есть право отказать вам. С каждым годом увеличивайте область влияния детей внутри собственного пространства, передавайте им обязанности по поддержанию порядка в своей комнате. Пока они не станут справляться сами, просите разрешения помочь им в уборке. Беспорядок в комнате взрослеющих детей — их проблема, а не ваша. Родитель имеет право вмешаться, если нужна посуда, скопившаяся у ребёнка, мешает неприятный запах или существует угроза здоровью. Ребёнок, воспитанный в уважении к его или её пространству, будет уважать других и сможет постоять за себя в будущем. Младшим детям расскажите сказку «Три поросенка», где волк нарушил право поросят на личное пространство. Придумайте новую сказку, в которой волк уважает право поросят на неприкосновенность их домиков (например, стучится и уходит прочь, когда они отказываются его впускать). Нарисуйте несколько табличек на дверную ручку или тумбочку для выражения настроения (не входить — убьёт, нейтральное, дружелюбное и пр.).

7 ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ Каждый ребёнок имеет право жить в семье, знать своих родителей и воспитываться обоими родителями, даже если они не живут вместе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребёнка. Ребёнок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь государства. В случае, если оба родителя живы, общение ребёнка с каждым из них очень важно. Объясните ребёнку, что, даже перестав быть мужем и женой, вы навсегда останетесь мамой или папой. Легче всего развод переживают дети в тех семьях, где родители не отказываются от своей роли, не «разводятся» с ребёнком.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ И ПОМОЧЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ

Не старайтесь привлечь ребёнка в свои союзники. Потеря любого из родителей одинаково мучительна для детей. Говорите хорошо про бывшего партнёра. Для детей родитель — часть их самих, они видят похожие черты у себя. Если они слышат «папа плохой», «мама плохая», для дочки или сына это означает «я плохой или плохая, как мама или папа». Выделяйте сильные качества ребёнка, доставшиеся в наследство от вас или вашего партнёра, и тогда будут развиваться именно они. Не используйте ребёнка в качестве посла, переговорщика или посредника в ваших отношениях с партнёром. Если это инициатива самого ребёнка, лучше сказать, что взрослые справятся сами. Не контролируйте общение и занятия ребёнка с вашим партнёром, если они не угрожают жизни и здоровью. Пусть у них появится что-то общее, что их объединяет. Не стоит делиться с ребёнком вашими переживаниями, дети не могут помочь. Найдите помощь у других взрослых или доверьте эту часть профессионалам.

8 ПРАВО НА ЗАЩИТУ Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке. Ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ И ПОМОЧЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО НА ЗАЩИТУ

Расскажите ребёнку правила безопасного поведения: Заучите вместе с ребёнком имя, фамилию и номер телефона родителей и очертите круг людей, к которым можно обратиться за помощью в экстренной ситуации. Ребёнок должен знать номер службы спасения (102). Ребёнок должен доверять внутреннему сигналу тревоги и применять все доступные методы самозащиты — бежать, кричать, звать на помощь. Научите ребёнка рассказывать вам обо всех волнующих происшествиях. Поддерживайте в любой ситуации. Научите ребёнка никогда не оказывать помощь взрослым незнакомым людям и отказываться от любых просьб, подарков и предложений. Взрослый не должен просить помощи у ребёнка. Для этого есть другие взрослые. Научите ребёнка держаться друзей во время прогулки и избегать заброшенных мест; идти только по знакомой дороге; не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми взрослыми. Объясните ребёнку, какие места являются интимными; расскажите, что касаться их имеет право только доктор в присутствии родителей или с их разрешения. Выработайте свой тайный пароль, который должен будет назвать любой человек, пришедший за ребёнком от имени родителей.ному развитию. Ребёнок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

9 ПРАВО НА РОДНОЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ Ребёнок имеет право пользоваться родным языком или исповедовать религию своих родителей, даже если принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство. Язык и культурные традиции — часть идентичности любого человека. Ощущение принадлежности делает человека устойчивей. Как можно совместить семейные традиции с традициями своего народа? Cплетите венок и пустите его по реке на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля). Испеките блины на Масленицу. Организуйте колядки вместе с родителями соседских детей. Сделайте вместе традиционную куклу из соломы или сухой травы.

10 ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ Ребёнок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объеме, а также на воспитание уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе. Поиграйте с ребёнком в 10 самых интересных профессий. Поговорите о том, какие знания нужны ребёнку, чтобы овладеть профессией. Назовите, какие школьные предметы могу дать ребёнку эти знания. Путешественник Врач/ветеринар Художник Инженер Повар Космонавт/летчик и т.д. Проведите марафон профессий. Пусть ребёнок выберет профессии, которые хочет попробовать. В первый день приготовьте вместе блюдо, пусть ребёнок назовёт ингредиенты и расскажет рецепт. Во второй день позвольте юному доктору вылечить вас от какой-нибудь болезни, пока вы «болеете» лёжа. Используйте эту минутку для своего отдыха. В третий день соберите из конструктора мост, дом или что-нибудь еще по собственному чертежу ребёнка. В четвертый день устройте домашний аукцион и купите самодельное произведение искусства — поделку, картину и так далее. 

1 ПРАВО НА ВРЕМЯ ДЛЯ ИГР И ОТДЫХА Это право ребёнка на отдых и досуг, право свободно играть и развлекаться в соответствии с возрастом, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Игра необходима детям для лучшего понимания собственных способностей и развития социальных навыков, таких, как переговоры и поиск компромисса и установление связей с другими. Дети могут посещать разного рода кружки, проявлять себя. Родители должны давать возможность заниматься любимым хобби.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ И ПОМОЧЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО

Прочитайте с ребёнком сказку «Золушка». Объясните, какие права нарушила мачеха Золушки. Не забудьте выделить ребёнку время на отдых и свободную игру при составлении распорядка дня. Научите ребёнка смотреть на мир с точки зрения богатства возможностей: Собирайте камни с необычным рисунком. Создайте коллекцию шишек от самых маленьких до самых больших. Научитесь распознавать птиц, живущих в вашей местности. Научитесь определять основные созвездия на небе. Постройте муравьиную ферму. Уважайте любимые игрушки детей, даже если это одинокая варежка или сучковатая палка, найденная на улице — возможно, они видят в них то, что не видите вы.

Фотоматериалы

  • Безопасный Новый год!
С целью предупреждения пожаров по причине детской шалости с
огнем, гибели и травматизма детей в период летних каникул будет проходить
республиканская профилактическая акция «Каникулы без дыма и огня».
В ходе акции работниками РОЧС совместно с другими заинтересованными
организациями (БМООСП, РГОО «БДПО», Белгосстрах, Белорусского
общества Красного Креста, учреждения культуры и др.) будет организовано
посещение детских летних оздоровительных лагерей, проведение бесед, конкурсов,
викторин, распространение наглядно-изобразительной продукции, демонстрация
аварийно-спасательной техники.
Могилёвский РОЧС напоминает: Не оставляйте малолетних детей без присмотра, не
разрешайте им самостоятельно пользоваться электробытовыми приборами, газом, топить печи.
Храните спички и другие зажигательные средства в недоступном месте. Постоянно объясняйте,
какую опасность таит в себе огонь, воспитывайте у детей острожное обращение с ним.
Разъясняйте правила поведения в случае возникновения пожара или других чрезвычайных
ситуаций, выучите вместе телефоны экстренных служб. Регулярно отслеживайте
местонахождение вашего ребенка. И еще: прежде чем требовать от сына или дочки соблюдения
правил безопасности, задумайтесь, всегда ли вы выполняете их сами?! Ваш личный пример
обязательно скажется на поведении ребёнка, а значит, и на его безопасности. При пожаре
звонить 101 или 112
Ст. инспектор СПиВО РОЧС Иван Попов

Разделы сайта