Традиция как способ передачи информации закрепляет у детей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов и знаний. Составная часть традиций– это фольклор: пословицы, поговорки, загадки, байки, легенды сказки и пр. Народ смог подметить и облачить в запоминающуюся форму целый ряд экологических закономерностей. Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, также воспитывают чувство осторожности, знакомят с правилами поведения в природе. Пословицы и поговорки лаконично обобщают самые разнообразные знания, о сезонных явлениях, предсказаниях погоды. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку,а так же расширяет кругозор.
Методы познавательного воспитания дошкольников сего
дня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами.
Мы хотим обратить внимание на использование инновационных форм и методов познавательного воспитания в непрерывном воспитании дошкольников.
Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, мы стараемся реализовать задачи познавательного воспитания через интегрированный подход в обучении. Знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Одной из форм инновационного воспитания дошкольников является кукольный театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно - целостное развитие личности. Проблемы социальной среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
В организацию театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Хотелось бы подчеркнуть, что театр - направление в работе нашего детского сада, открывающее широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о взаимоотношениями между людьми, разницу между добром и злом.
Занятия в театре предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Еще одна из технологий, которую мы активно используем в работе с нашими воспитанниками -кейс-технология.
Кейс - технология – это метод, способствующий коллективному обучению (группа, подгруппа), где взаимный обмен информацией, способствует решению проблемы.
Кейсы, иллюстрирующие проблему, применяются в основном при закреплении полученных знаний и умений, а также в непосредственно образовательной деятельности. Такие примеры лучше сохраняются в памяти детей, объединяют знание и практику, требуют от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Конкретная ситуация должна отражать реальный сюжет, соответствовать потребностям детей, а так же отличаться «драматизмом» сюжета и должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Основное в задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Например:
- кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
- метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.
Также ежегодно мы проводим природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Проводятся они совместно с родителями.
В ходе акции дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Ребята видят отношение родителей к проблеме экологии. Ведь дети дошкольного возраста очень впечатлительны и восприимчивы, они копируют поведение взрослых, учатся у родителей отношению к окружающему, и то, что они видят, воплощают в жизни.
Природоохранные акции помогают родителям самим научиться правильно относиться к природе и показать пример своим детям. Дети и взрослые совместно организуют различные мероприятия и получают незабываемый опыт.
А самое главное, в ходе акций детям показывают и дают возможность самим исправить последствия экологически неграмотных действий людей. Итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
В саду мы организовывали и проводили :
- акции:«Покорми птиц зимой», экологический субботник «Зелёная весна 2022»,«Весенняя неделя добра»,«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц),«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников),«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками), «Цвети земля»;
- конкурсы, викторины развлечения, праздники.
В работе с родителями мы также используем:традиционные и нетрадиционные формы общения: родительские собрания, конференции,"Круглые столы","Посиделки" и др.,суть которых-обогатить их педагогическими знаниями.
Наглядно- информационные методы-видеофрагменты акций, конкурсов, викторин, фотографии, выставки детских работ, папки-передвижки.
Можно с уверенностью сказать, что взаимодействие семьи дошкольного учреждения очень важно и должно происходить в различных формах, приемлемых для педагога и родителей. Результаты такого взаимодействия от активности обеих сторон.
Сопоставляя факты из опыта нашей работы - можем с уверенностью сказать, что многообразие традиционных и нетрадиционных метод в воспитании детей позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на развитие дошкольников.
В 1968 году в совхозе "Могилевская птицефабрика" состоялось торжественное открытие детского сада. Первой заведующей была Кузьмицкая Таисия Карповна. Открытие детского сада дало возможность молодым мамам спокойно работать и не волноваться за своих детей. Предприятие развивалось, молодых семей было много. В двух группах насчитывалось 60 детей.
В первое время руководящий состав менялся, но с 1970 года и по 1998 год стабильную работу учреждения обеспечивала заведующая Потапова Валентина Павловна. Со дня открытия и до выхода на заслуженный отдых работала воспитателем Романенко Ирина Петровна, о которой с теплотой до сих пор отзываются и воспитанники, которые в настоящее время привели в сад своих детей.
Более 20-ти лет проработали в детском саду медсестрам Концевая Галина Александровна, воспитатель Потапова Нина Степановна.
20 лет педагогической деятельности в Лыковском детском саду у Напреенко Аллы Михайловны, которая сначала была воспитателем, а потом заведующей. За время существования детского сада менялись организации, на балансе которых находилось наше учреждение. Э,то и "Могилевская птицефабрика", и Сидоровичский сельский совет. Также и само учреждение не раз было реорганизовано.
В1993 году по инициативе директора птицефабрики Купцова Н.А. дети и работники детского сада получили новое типовое здание. В настоящее время руководит коллективом педагог со стажем и опытом Шашкова Татьяна Сергеевна. Функционирует 2 группы, в которых воспитывается 24 ребенка.