Образовательная область: «Ребенок и общество»
Возрастная группа: разновозрастная (с 3 до 4 лет, с 5 до 6 лет)
Тема «Защитим дом от огня!»
Программные задачи:
2-я младшая группа. Формировать представления об огнеопасных предметах, которые могут нанести вред здоровью.
Развивать умение соблюдать правила пожарной безопасности (нельзя брать спички- это может привести к пожару; нельзя подходить к горящему огню, можно получить ожог.
Старшая группа. Закрепить представления о доступных правилах пожарной безопасности, причинах возникновения пожара, номере телефона пожарной службы.
Развивать внимание, память. Вызвать у детей желание быть осторожными с огнем.
Воспитывать уверенность в своих действиях, уважение к труду пожарного.
Материалы:
Демонстрационные картинки: не играй со спичками – опасно, не включай электроприборы без взрослых и не оставляй их без присмотра, самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду; пожарная машина; игрушки (мяч, ведро, грабли, кукла, машина, микрофон); аудиозапись сирены пожарной машины.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворения «О спичках»; работа с демонстрационным материалом «Основы безопасности жизнедеятельности»
Ход занятия
«Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»
Воспитатель:
- Ребята, в какие игры вы любите играть? (ответы детей) Я вам предлагаю поиграть в игру "Что лишнее". (Игрушки разложены на столе, среди которых спрятались спички).
- Игра для самых внимательных. Посмотрите на стол и подумайте, какой предмет лишний? И скажите почему? (спички)
Воспитатель:
- Как одним словом можно назвать предметы, расположенные на столе?(ответ детей)А спички можно назвать игрушкой?
Воспитатель: Молодцы! ой, вы слышите , кто-то плачет за дверью? Пойду посмотрю. (заходит кошка с забинтованной лапкой и хвостом)
Воспитатель:- Что же случилось?
Кошка:- Я захотела поиграть со спичками, полюбоваться яркими огоньками, но нечаянно одну уронила на коврик, коврик загорелся, огонь перекинулся на другие вещи и весь дом загорелся. Я обожгла лапку и хвостик и еле успела выбежать на улицу и позвать на помощь своих соседей.
Воспитатель:- Ай-яй-яй!Вот какая беда может случиться от игры с маленькой спичкой.
Ну, не плачь, милая кошечка, а садись с нами и послушай, что нужно делать, чтобы этого не случилось.
Ребенок : О спичках.
Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдёт в привычку - от детей их убирать.
Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём -
И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,
Применять их будем в дело и пожар не разведём
Воспитатель обращает внимание на пожарную машину. (Звучит звук сирены).
Воспитатель: - Как называется машина, которая приезжает и тушит пожар? (показ игрушки - пожарная машина)
Воспитатель:- Посмотрите и скажите, чем отличается пожарная машина от других машин?
Дети: - Машина красная. У неё наверху есть лестница и на ней написан номер 101!
Воспитатель: - Верно! Пожарная машина всегда яркого красного цвета, чтобы ее было видно издалека. А как вы думаете, пожарная машина едет на пожар медленно или быстро?
Дети: - Машина едет быстро.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Потому что где- то начался пожар, горит чей-то дом, из окна видно пламя, идет дым, люди ждут помощи и надо всё быстро погасить.
Воспитатель: - А когда машина едет по улице, её не только издалека видно, но и слышно. Почему?
Дети:- Слышно сирену.
Воспитатель:- Правильно, и все машины сразу уступают ей дорогу, вот послушайте как звучит сирена (включается аудиозапись с воем сирены) Давайте повторим как звучит сирена?
Дети: ИУ-иу-иу, иу-иу-иу!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что ещё находится в кузове пожарной машины, чтобы помочь тушить пожар? Какие инструменты?
Дети: - Шланг, огнетушитель, ведро, лопата, лестница.
Воспитатель:- А для чего они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: - Один пожарный открывает кран с водой. Другой - держит шланг (рукав, из которого бежит вода и тушит огонь.
Воспитатель: - Как шипит вода, выливаясь из шланга?
Дети: - Ш-ш-ш, ш-ш-ш.
Воспитатель:-Правильно, а чем ещё можно потушить огонь, если закончилась вода? (ответы детей)Да, песком, снегом, землёй.
Воспитатель:- Конечно, а кто работает пожарными?
Дети: -Взрослые, сильные мужественные люди.
Воспитатель:-Да, взрослые мужчины, а какие это люди?
Дети:-Ловкие, смелые, сильные, храбрые, мужественные, отважные
Воспитатель:-Да, это специально обученные люди, которые не боятся огня и смело идут в горящий дом. И, чтобы не обжечься, у них есть специальная форма, которая не горит в огне. Давайте посмотрим (рассматривают на иллюстрации пожарного в форме) У них есть куртка, штаны, рукавицы, на голове защитная каска, а на ногах крепкие сапоги.
Воспитатель: - Но как они узнают, что где-то начался пожар?
Дети:-Надо позвонить в пожарную часть.
Воспитатель:-А по какому номеру?
Дети:101
Воспитатель: -Давайте поиграем с вами в пожарных и поможем тушить пожар.
Физкультминутка «Пожарный»
На одной ноге постой-ка Будто ты пожарный стойкий
|
Стоят на правой ноге
|
А теперь постой на левой Будто ты пожарный смелый
|
Стоят на левой
|
Руку левую к груди И огонь скорей туши
|
Имитируют работу пожарным рукавом
|
А сейчас мы с вами будем юными пожарными! Расскажем о причинах и правилах поведения при пожаре. Садитесь скорей в пожарную машину.
«Песня пожарных, для детей» (слова и музыка Григория Гладкова)
Воспитатель:
Вот наша первая остановка «Основные причины пожара».
Рассматриваем картинки и назовите причины пожара.
1. Не играй со спичками, опасно!
2. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг,обогреватель, чайник, микроволновую печь) и оставлять их без присмотра
3. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.
4. Не зажигать в доме фейерверки, бенгальские огни, свечи без взрослых.
Вторая остановка «Как себя вести во время пожара». Возьмите по одной карточки и по одному магниту. Расположите с левой стороны доски «что можно делать при пожаре», а справа «что нельзя». Давайте проверим.
1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине).
2. Позвоните в пожарную службу по телефону 101, сообщи свой точный адрес и что горит.
3. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там.
4. Когда в доме пожар, быстрей выбегайте на улицу. Ни за что не задерживайтесь из-за игрушек, собаки или кошки.
Воспитатель:
Старшие дети, занимают свои места за столом. У вас лежат картинки, на которых изображены предметы. Вам нужно обвести в кружок те предметы, которые нужны пожарному.
Итог с детьми младшего возраста.
Воспитатель:
-Что случилось с кошечкой?
- Почему пожар возникает?
- Что мы должны делать, если случился пожар?
Кошка: Какие вы молодцы, всё знаете. Спасибо вам большое, что научили меня быть осторожной и внимательной в обращении с огнём
Постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.
Младшая подгруппа садится в пожарную машину и возвращается в группу.
Работа с детьми старшего возраста.
Ребята, а как вы считаете, нужны спички или не нужны?
(Ответ детей.)
Да, с помощью спичек мы получаем огонь.
Правильно, огонь приносит пользу, значит он нам друг. А когда он является нашим другом?
Когда приходит на помощь человеку.
(Огонь нужен, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло).
Ребята, а как вы думаете, может огонь стать врагом человеку, животным? Может он быть опасным?
Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.
Дидактическая игра «Огонь- это хорошо или плохо (с мячом).
Дети по очереди называют пользу (вред) от огня.
Решение проблемной ситуации.
-Ребята, представьте себе, что вы смотрите телевизор, и вдруг из него пошел дым. Что вы будете делать? (ответы детей).
Воспитатель:
На столе у каждого лежат карточки с цифрами, из которых вы должна составить номер пожарной службы.
-Молодцы ребята
«Знает каждый гражданин
Это номер "101".
Если к вам пришла беда
Позвони скорей сюда»
Итог
Воспитатель: -И так, дети…
Спички нельзя (брать).
Газ нельзя (зажигать).
Утюг нельзя (включать).
В розетку пальцы нельзя (вставлять).
Кошка: Какие вы молодцы, всё знаете. Спасибо вам большое, что научили меня быть осторожной и внимательной в обращении с огнём, и теперь я знаю куда и по какому номеру мне звонить в случае опасности. До свидания.
Воспитатель: Больше не грусти, твои лапка и хвостик обязательно заживут! До свидания.